МЕНЮ
Об автосервисе

Гарантии? Их есть у нас!

Новости
Гарантии? Их есть у нас!

Гарантии – основа цивилизованных товарно-денежных отношений. Всем нам хочется чувства защищённости, когда отдаёшь с потом и кровью добытые средства за что-то важное для тебя, при этом не сушишь голову, что делать в случае форс-мажора. Сервисов и станций технического обслуживания — пруд пруди, на каждом шагу меняют масло, фильтры и колодки. Весьма заманчива перспектива пройти техническое обслуживание у себя за углом, а не за несколько недель записываться к официальному дилеру и ехать к нему через половину города, где на выходе получишь рулон для оплаты счёта и покинешь богадельню с дыркой в кармане.

И вот тут встаёт вопрос сохранения гарантии. В интернетах при верно составленном поисковом запросе первые десять ссылок вам скажут, что в рамках действующего законодательства Российской Федерации владелец автомобиля обладает внушительным болтом, который можно смело прикладывать к разгорячённому лбу дилера буде он заикнётся о потере гарантии за отказ обслуживать автомобиль у него, при условии, что все операции вы проводили в автосервисе, где неукоснительно следовали нормам производителя.

Вот он, наш водораздел, отправляющий на йух гаражных дел мастеров и серые автосервисы. С одной стороны, даже обслуживая свой автомобиль у них, вы не потеряете гарантию дилера, лишь бы все отношения были оформлены по закону, а исполнитель щедро платил налоги, с другой – все спорные вопросы, коих в случае бодания с дилерами будет великое множество, решаются для владельца только при наличии у техцентра соответствующего сертификата. Если в качестве аргумента вы попытаетесь привести заключение автосервиса, любой официальный орган первым делом потребует показать его сертификат.

Сертификат соответствия – основа сохранения гарантии
Сертификат соответствия – основа сохранения гарантии

Вам продали не ту запчасть и теперь магазин не принимает её обратно? Судитесь с предыдущим сервисом, покалечившим автомобиль, и требуется экспертное заключение? Элементарно сомневаетесь в зрелости игрока на обширном рынке услуг? Просто ищете человеческий автосервис, который добровольно готов предоставить море бумаг на каждый ключ или станок? Требуйте показать вам сертификат!

Перечень сертифицированных работ
Перечень сертифицированных работ

Кто часто покупает запчасти в магазинах, наверняка видел правила обмена и возврата товара. Там русским по белому написано, что основанием могут быть только заключения сертифицированных автосервисов с обязательным приложением копии сертификата.

Ещё раз подчёркиваем: в настоящее время действительно можно открыть автосервис и ремонтировать там автомобили ценой в несколько миллионов рублей, не имея никакого разрешения или лицензии. Пакет документов для открытия палатки с шаурмой гораздо тяжелее пакета для открытия техцентра. Если у тебя нет сертификата и ты торгуешь беляшами, тебя оштрафуют уже на следующий день и потребуют предъявить сертификаты, иначе вообще закроют. А вот автосервис запросто может существовать далеко не первый год и не иметь никаких лицензий или сертификатов.

Раньше всё было не так. В СССР на всё были свои требования и стандарты, в том числе, и на проведение автосервисных работ. Была жёсткая централизованная система регламентации и надзора. И она работала. Хорошо работала. Но после распада СССР отрасль стало попросту некому контролировать, и в ней начал править Его Величество Рынок. Тот ещё руководитель, особенно в смутное время. Предприятия дробились, разворовывались, приватизировались, вместо больших автотехцентров начали появляться самостоятельные гаражи, где работали бывшие механики больших предприятий. В итоге из мощной индустрии, из целой отрасли экономики огромного государства Автосервис превратился тупо в определённое количество разномастных частных станций, в большинстве которых совершенно отсутствовали какие-либо требования к технологиям ремонта, качеству используемых запчастей и квалификации персонала. Тогда-то и начал стремительно падать престиж профессии автослесаря, поскольку легко было устроиться в любой гараж, особенно если у тебя с похмелья не выпадал из рук гаечный ключ.

Каждый ремонтировал, как умел, вернее, как не умел. Why not? Ответственности-то никакой, автовладельцу попросту некуда идти жаловаться. Ну придёт он, скажет, что ему болты недокрутили, но где написано, что их надо докручивать? Даже если нагрянет с милицией, сервис просто скажет, что недокрутивший мастер вчера уволился и дел они не знают. Разумеется, государство, у которого в тот период были более крупные заботы, усиленно закрывало глаза на эту вакханалию до тех пор, пока это не привело к резкому увеличению аварийности на дорогах именно по причине некачественного оказания автосервисных услуг.

Поскольку советские (надо сказать, действенные) методы были не актуальны, государство решило перенять опыт у западных коллег. Это означало задействование рыночных механизмов, то есть, введение обязательной сертификации услуг автосервиса. Поначалу это было очень эффективно и востребовано, как ни странно, самими автосервисами! Никто из владельцев автосервисов не вышел стучать касками по рельсам, когда им объявили, что теперь, господа, вы обязаны вваливаться большими деньгами в инструмент и оборудование, обязаны платить за обучение работников, обязаны выполнять строгие регламенты обслуживания, обязаны использовать качественные запасные части, и так далее. Почему авто-бизнесмены не скинулись на киллеров тем, кто продвигал закон о сертификации, а добровольно покорились?

Потому что в организациях, которые осуществляли сертификацию деятельности, работали профессионалы высочайшего класса из бывших советских автосервисных предприятий. Приходя сертифицировать СТО, они делали полный профессиональный аудит и давали ценные рекомендации по отлаживанию (очистке от лажи) производственных процессов, номенклатуре инструмента и оборудования, то есть, подтягиванию сервиса до хорошего профессионального уровня, что не могло положительно не отразиться на выручке и прибыльности. То есть, бизнесмены вместе с сертификатом получали профессиональные консультации.

Вроде бы, всем хорошо. Бизнесменам — консультации, государству — контроль, автолюбителям — качество. Поначалу так и было. Но мы же понимаем, что живём в России. Дальше всё пошло по известной российской схеме. Честно получить сертификат было очень сложно. Требования, разработанные крутыми перцами из СССР, были жёсткими. Чтобы получить от них сертификат, надо было быть очень крутым, иметь дорогое качественное оборудование, много хорошего инструмента, квалифицированный персонал и делать всё по уму. Это, как и полагало государство, сдерживало рост непрофессиональных станций. До тех пор, пока в дело не включилась коррупционная составляющая.

Кто охраняет охранника? Кто контролирует контролёра? То-то и оно. В результате на рынке начали появляться фирмочки, уполномоченные выдавать сертификаты автосервисам, но предпочитающие их не выдавать, а продавать. Деятельность сертификационных контор государством не регламентировалась, поэтому открыть такую и начать сыпать сертификатами направо и налево мог любой предприимчивый малый, коих нашлось немало. Хочешь открыть автосервис, но тебя останавливает то, что пока ты не можешь соответствовать требованиям, а без сертификата тебе работать не дадут? Не беда, за вознаграждение я нарисую тебе сертификат и закрою глаза на то, что у тебя даже нет подъёмника, а слесарями у тебя работают бывший дворник Вася и его тринадцатилетний племянник. И понеслась! Сервисы начали плодиться, качество опять упало, аварийность опять выросла. Хотели, как лучше, а получилось как всегда. Соответственно, теперь бонзам из правительства нужно было либо создавать орган, который будет сертифицировать сертификационные конторы, либо совсем отменять обязательную сертификацию.

В итоге в 2003 году вступает в силу Федеральный Закон №184 “О Техническом Регулировании”, который фактически отменил обязательную сертификацию услуг автосервисов. Снова стало можно ремонтировать автомобиль в гараже при помощи лопаты, лобзика, лома и ложки. Автосервисов стало открываться ещё больше, так как теперь для того, чтобы открыться, стало не нужно давать на лапу предприимчивым продавцам сертификатов. Лицензирование стало проводиться на добровольной основе.

Когда мы спрашиваем людей, что для них главное в автосервисе, они почти всегда говорят “Качество работы” и почти никогда “Доверие в ремонте”. Ну как среднестатистический человек может оценить качество ремонта его автомобиля, тем более, сразу? Да никак! Малый процент совершенно варварских случаев с неприкрученными колёсами в расчёт не берём. Покупая мультиварку, мы читаем про её функции, сравниваем с другими, и долго-долго вертим в руках, пытаясь понять, насколько она будет соответствовать нашим требованиям, насколько она хороша, насколько она качественна. С услугой всё гораздо сложнее, так как нет того образца, эталона, с которым можно сравнить. С товаром проще. Каждый производитель старается выпустить топовую, флагманскую модель своего товара, по которой и будут понятны его техническая мощь, подкованность и совершенство.

С услугой сложнее. Качество оценить сразу не получится, и все наперебой галдят о том, какие они замечательные и как хорошо чинят. Остаётся только поверить рекламе и заехать в сервис на свой страх и риск, молясь, чтобы всё было хорошо. Как понять, ехать в данный сервис или нет, если ты никогда там не был? Спросить друзей или кинуть клич на форуме? Идея здравая, но только как эти люди могут дать оценку качеству, не будучи экспертами? Только по личным ощущениям. То есть, обычный человек не может сказать “Они делают хорошо и качественно”, так как он не является экспертом. Зато он может сказать “Мне всё понравилось, меня после них ничего не беспокоит”, но это тоже, к сожалению, никак не говорит о качестве работ.

О качестве могут рассуждать только эксперты, поэтому разумнее всего вести разговоры на эту тему именно с ними. Но вряд ли у них будет время сидеть на форумах. Эксперты пользуются инструментом “Добровольная сертификация”. Она-то и позволяет получить независимую экспертную оценку качества предоставляемых услуг. Требования жёсткие, так как орган по сертификации фактически берёт на себя ответственность за качество работы тех, кого он сертифицировал. Поэтому они очень дотошно оценивают всё, что может повлиять на качество, и, кроме того, периодически наведываются с внеплановыми проверками.

Добровольная сертификация услуг подтверждает:

  • Наличие документации, предоставляющей право выполнения услуг;
  • Обеспеченность производственно-технологического процесса нормативной, технологической и методической документацией;
  • Оснащенность оборудованием, инструментом и оснасткой, а также своевременно аттестуемыми и поверяемыми средствами измерений и испытаний;
  • Наличие системы подготовки и переподготовки персонала, занятого в процессе выполнения услуг;
  • Неукоснительное соблюдение технологических регламентов и инструкций при осуществлении монтажа оборудования и проведении контроля его качества.

Это борьба за то самое, неоценимое простым человеком качество. Это сложно. Это очень сложно. Поэтому столь невелик процент тех автосервисов, которые заморочились на получение сертификата. Рекомендуем при выборе автосервиса всегда узнавать, есть ли у него сертификат. Если нет, то почему? Скорее всего, ответят, что дело добровольное, много заморочек и вообще мы и без этих ненужных бумажек крутые. Чем докажете? Как правило, в этом месте наступает неловкая пауза.

Не раз уже говорили, что мы любим немецкие автомобили, внимательно читаем ELSA, пользуемся динамометрическими ключами и идём строго по процедуре, выдавливая из себя по капле отечественные страсти “сделать быстрей и обмануть судьбу”, чтобы машины не приезжали на переделку. Именно это послужило отправной точкой для сертификации. Работать нужно по закону и только на перспективу, все уже устали от сервисов, которые выставляют конские ценники, делают долго, но автомобиль после этого едет ещё хуже, чем до поломки.

Откроем вам по секрету, что в своё время нам так часто ломали автомобили, что пришлось засучить рукава и запилить свой блэкджек с механиками и узкой специализацией, ежедневно проводя от 12 часов на работе.

Поделиться в Facebook
Поделиться в VK Поделиться в Twitter Поделиться в Google

Продолжайте читать

Читать все статьи