МЕНЮ
Об автосервисе

Ремонт Seat Altea – восстанавливаем подвеску

Ремонт
Ремонт Seat Altea – восстанавливаем подвеску

Комплексный ремонт Seat Altea на пробеге под полторы сотни тысяч километров вполне предсказуем: какой бы ни был автомобиль и как бережно его не эксплуатируй, резина в сайлентблоках не вечная, особенно под воздействием агрессивной химии на дорогах в зимний период. Естественно, что далеко не вся подвеска одним махом выходит из строя, это плавный процесс, сильно растянутый во времени и размазанный по преодолённому пространству, поэтому перед нами стоит выбор: либо чиним ходовую по мере поступления неприятностей, либо один раз собираем полный комплект необходимых запчастей и на день-другой отказываемся от автомобиля.

Дано:

  • Автомобиль: Seat Altea
  • Год выпуска: 2012
  • Модельный год: 2012
  • Двигатель: CCZB (2.0 л., 1984 куб. см., 211 л.с)
  • Особенности ДВС: Бензин, цепь ГРМ, турбонагнетатель, непосредственный впрыск FSI
  • Коробка передач: NLY
  • Преселективная КПП-робот DSG: Да, модель 02E
  • Пробег: 136 000 километров

Требуется:

  • поменять заднюю ступицу
  • перепрессовать сайлентблоки
  • поменять рычаги задней подвески
  • сделать сход-развал

Весь ремонт Seat Altea в этой статье касается только задней подвески, перед у нас был в порядке, ибо владелец до этого точно таким же способом его отремонтировал. Все приведённые работы по рычагам и ступице пересекаются, поэтому не удивляйтесь возможной непоследовательности фотографии – мы постарались сгруппировать их по узлам. Начнём с задней левой ступицы: она устанавливается в задний кулак, по умолчанию снимать его не требуется, достаточно снять пружину задней подвески вместе с нижним поперечным рычагом, снять приводной вал, подвесить скобу с тормозным суппортом, чтоб снять нагрузку с тормозного шланга и вся недолга.

Ремонт Seat Altea обещает быть масштабным
Ремонт Seat Altea обещает быть масштабным

В нашем случае всё несколько сложней, потому что пришлось снимать кулак, и продольный рычаг вместе с кронштейном, о котором несколько позже.

Задний кулак Seat Altea
Задний кулак Seat Altea

Саму ступицу Seat Altea поменять плёвое дело, но перед этим требуется тщательно зачистить привалочные поверхности от окислов при помощи специальных восстановителей и щётки, после чего зафиксировать четырьмя болтами моментом 70 Н×м и довернуть их на 90°. Центральный болт приводного вала закрутим уже на этапе сборки с усилием 180 Н×м плюс 180°. О последовательности и специфике снятия и установки ступицы хорошо рассказано в статье про Шкоду Йети, Seat Altea в этом плане ничем не отличается.

Приступаем к заднему нижнему поперечному рычагу, а точнее к его сайлентблокам: один устанавливается непосредственно в рычаг, второй – в корпус заднего кулака.

Нижний поперечный рычаг Seat Altea
Нижний поперечный рычаг Seat Altea

Как видно из фотографии, с одной стороны, рядом с упором под пружину, находится ухо, которое стыкуется с сайлентблоком в заднем кулаке, который в ELSA упорно называют корпусом ступичного подшипника, словно других функций он не выполняет.

У внутренних сайлентблоков нижнего поперечного рычага есть одна особенность – они овальные, равно как и посадочное отверстие под них. Сложного в их установке нет ничего, главное правильно их отцентрировать, иначе возможно повреждение самого сайлентблока в момент запрессовывания. По сути этот тот же Фольксваген Пассат со всеми вытекающими.

Переходим к продольному рычагу Seat Altea: снимать его нужно вместе с опорным кронштейном. С одной стороны он исправно выполняет свою защитную функцию, препятствуя попаданию грязи на сайлентблок, с другой – механику требуются глаза улитки, чтобы произвести дефектовку.

Опорный кронштейн продольного рычага
Опорный кронштейн продольного рычага

Владелец поступил мудро, хоть и затратно: он предпочёл сразу поменять всё, чтобы сзади не было ни одного старого элемента, тем самым на следующие сотню-полторы пробега обезопасив себя от ремонта. Рычаг оставляем старый, сайлентблок устанавливаем новый.

Продольный рычаг Seat Altea
Продольный рычаг Seat Altea

Втулки стабилизатора тоже не лыком шиты и без грубой гидравлической силы устанавливать их несколько сложновато, поэтому снимаем стабилизатор, берём новую втулку и идём к прессу. Снимаем старую втулку, устанавливаем новую разрезную, надеваем на неё скобу и аккуратно её напрессовываем. При правильной установке сама форма скобы гарантирует, что конструкция не развалится.

Вот примерно так это всё должно выглядеть и держаться.

Обратите внимание на втулку стабилизатора
Обратите внимание на втулку стабилизатора

Новая поперечная тяга несколько отличается своей формой от старой, но они обе устанавливаются выпуклой стороной по ходу движения.

Верхний поперечный рычаг, напоминающий ползущую гусеницу, устанавливается изгибом вниз. Такая форма обусловлена углами хода подвески, чтобы рычаг при максимальной нагрузке не задевал за кузов.

Верхний поперечный рычаг Seat Altea
Верхний поперечный рычаг Seat Altea

Осталось всю эту конструкцию правильно собрать. Для верхнего и нижнего поперечного рычагов используются болты с эксцентриком и специальной фиксирующей шайбой. Вообще, если вдуматься, у инженеров Seat Altea фантазия отсутствует, потому что вся подвеска состоит из двух поперечных рычагов, поперечной тяги и продольного рычага, хотя куда как проще было бы называть узлы по исполняемой функции: верхний поперечный рычаг в данном случае является развальным, а нижний поперечный – рычагом схождения.

Самое главное на этапе сборки чётко понимать какие узлы можно затягивать сразу и до упора, а какие только наживлять и протягивать позже под нагрузкой.

Гайки наживляем, но не затягиваем
Гайки наживляем, но не затягиваем

Снятие продольного рычага Seat Altea это прелюдия, основные фрикции происходят при сборке, причём нужно соблюдать немалый список условий. Соединение продольного рычага и заднего кулака можно затягивать когда установлены все элементы, включая пружину с амортизатором, при этом подвеска должна быть в положении максимального отбоя. Сначала прихватываем продольный рычаг к кулаку (не затягиваем), устанавливаем стойку стабилизатора (не затягиваем), нагружаем подвеску трансмиссионной стойкой, чтобы на своё место стал опорный кронштейн продольного рычага, после чего как следует прикручиваем его.

Устанавливаем на место кулак с новой ступицей
Устанавливаем на место кулак с новой ступицей

Разгружаем подвеску, после чего уже полноценно притягиваем рычаг к кулаку и стойку стабилизатора.

Основной ремонт Seat Altea производится на двухстоечном подъёмнике, а окончательная доводка осуществляется на четырёхстоечном, куда автомобиль переезжает для протяжки резьбовых соединений и последующей регулировки углов установки колёс. Как только первичные процедур закончены, выравниваем давление во всех колёсах. Обычно это происходит при помощи пистолета и длинного шланга, но куда удобней пользоваться небольшим переносным ресивером, который позволяет мобильно проверять показания по каждому колесу, подкачав или забрав необходимое количество воздуха.

Воздушная "переноска" – и никаких шлангов!
Воздушная “переноска” – и никаких шлангов!

Вооружаемся рулеткой, замеряем расстояние от центра ступицы до свода колёсной арки и сверяем значения с нормативными. В идеальном варианте на подъёмнике должен стоять автомобиль с полным баком топлива, по факту же чтобы уложиться в требуемый производителем диапазон приходится часто использовать мешки с песком, укладывая их или в багажник, или под капот на опору стойки, смотря какую ось требуется скомпенсировать.

Вводим полученные значения для каждого колеса в соответствующие поля, навешиваем мишени стенда Hoffmann, прокатываем автомобиль назад, потом вперёд, измеряя развал и схождение, после чего разблокируем поворотные круги и крутим руль по очереди в разные стороны на равный угол, тем самым получая кастер.

Сход-развал Seat Altea
Сход-развал Seat Altea

На выходе получаем практически полностью красную картину, но страшного в ней нет абсолютно ничего, все регулировки осуществляются достаточно удобно.

В норме только развал и половина кастера
В норме только развал и половина кастера

Задний развал регулируется при помощи верхнего поперечного рычага – специальный накидной ключ приветствуется, место не самое доступное. Заднее схождение регулируется при помощи нижних поперечных рычагов. Регулировочные болты легко опознать по эксцентрику.

Переднее схождение у нас без изысков, традиционное до безобразия и легко доступно, просто увеличиваем или уменьшаем длину плеча рулевой тяги.

Традиционное переднее схождение
Традиционное переднее схождение

После этих манипуляций осталось поправить передний кастер – угол продольного наклона оси поворота передних колёс.

Осталось выправить кастер справа и всё готово!
Осталось выправить кастер справа и всё готово!

Регулируется он перемещением заднего сайлентблока переднего нижнего рычага поперёк оси движения автомобиля. Откручиваем три старых болта, берём три новых, наживляем, смещаем влево или вправо по необходимости, после чего затягиваем требуемым моментом и правим схождение если вдруг его увело. На фотографии ниже показан аналогичный сайлентблок от Октавии, прорези в котором на несколько миллиметров больше сечения удерживающих болтов. Вроде бы мелочь, но на всём плече рычага этого достаточно для корректировки.

Задний сайлентблок переднего нижнего рычага
Задний сайлентблок переднего нижнего рычага

Хуже всего было бы при регулировке развала, тут бы пришлось и подрамник откручивать, и в салон лезть, а так осталось снять произвести базовую установку датчика угла поворота руля, снять мишени, выкатить машину, снять чехлы и отдать владельцу, после чего прытью бежать за ним и забирать из багажника 40 килограмм песка, который положили туда перед началом регулировки – уж слишком корма была задрана, да и бак почти пуст.

На все операции понадобилось 11 часов 20 минут. Суммарные затраты на запчасти, расходные материалы и ремонт Seat Altea составили 21930 рублей.

Поделиться в Facebook
Поделиться в VK Поделиться в Twitter Поделиться в Google

Продолжайте читать

Читать все статьи