МЕНЮ
Об автосервисе

Тормоза – оплот нездоровой экономии

Ремонт
Тормоза – оплот нездоровой экономии

Тормоза – основа безопасности. Аксиома? Практика показывает, что нет. Взрослый разумный человек понимает зачем они нужны, как часто их менять и чем чревата неразумная экономия, но повсеместный крысис кризис словно отключил критическое мышление у многих и всё больше автомобилей стало приезжать с лозунгом “Да и ладно, так поезжу”, причём стиль вождения далёк от спокойного. Москва и область располагают к быстрому движению с элементами шашек, мало кто может удержаться. Особенно, если под тобой 200 и более лошадок. Всё это выливается в досадные ДТП, когда можно было легко избежать столкновения, но не хватило считанных метров, а кому и десятков сантиметров. И хорошо если страдает при этом только железо. Как минимум, под раздачу попадает ещё самолюбие (“Но как, я же десять лет за рулём, отлично езжу!”), вера в немецкую инженерную мысль (“Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!”), и, что самое страшное, здоровье – не только своё, но и пассажиров, и других участников движения.

Очень-очень многие начинают иронично улыбаться и кривить лицо, мол, мы знатоки, у нас не первая машина, переменяли уже сотни колодок, всё знаем и умеем, но почти всегда никто не может толком объяснить от начала до конца принцип работы тормозного механизма с указанием конкретных величин и фактов. Почему? Ну, оно как-то само собой подразумевается, витает в воздухе, весьма очевидно, но выразить словами – увы. Давайте начнём с простого. Что вас смущает на этой фотографии передних тормозных колодок?

Что вас смущает в этих колодках?
Что вас смущает в этих колодках?

Первым делом в глаза бросается отличие по толщине между внутренней и внешней колодками, вторым – неравномерный износ колодок на перекос, третьим – трещина на стыке опорной пластины и слоя феродо, четвёртым – глубокая кайма на внешних контурах колодки.

До беды остался миллиметр
До беды остался миллиметр

Давайте слегка раскроем каждый пункт.

  1. Разные по толщине колодки говорят нам о плохой работе связки “тормозной цилиндр суппорта + направляющие”. Какой из элементов подклинивает становится ясно по результатам осмотра.
  2. Перекос вызван либо заклиниванием одной из направляющих, либо установкой новых тормозных колодок на диск, давно подлежащий замене, о чём несколько позже.
  3. Чем тоньше слой феродо, тем проще перегреть тормоза и остаться без них. При агрессивной езде или экстренном торможении тормозна накладка не справляется с отводом тепла и феродо начинает трескаться вплоть до полного отслоения от опорной пластины с последующим вылетом.
  4. Кайма вносит дисбаланс в работу тормозной системы по многим фронтам: новые колодки не прилегают, ибо вместо плоскости у нас кривая, что приводит и к скрипу, и к биению, и к потере тормозов в крайнем случае.

Какой из этих пунктов показался вам наиболее важным? Первые два пункта связаны только со своевременностью и качеством обслуживания автомобиля, а последние – с экономией. Готовы спорить, что мало кто уделил должное внимание четвёртому, хотя он как раз самый существенный. Давайте глубже закопаемся и вспомним как обычно люди проверяют выработку. Последнее поколение не зря называют поколением большого пальца в силу развития смартфонов и мобильного интернета, но это вполне справедливо и для машин. Десятки лет много владельцы “проверяют” его выработку и толщину пальцем.

"Проверка" дисков большим пальцем
“Проверка” дисков большим пальцем

Вы только вдумайтесь в это! На дворе двадцать первый век, а в голове – каменный. Раньше метеоролог мог высунуть руку в окно и если та оставалась мокрой, значит шёл дождь. Всё — прогноз готов. Сейчас в его распоряжении спутники, оперативные наблюдения специалистов по всему миру, анализ всех полученных данных при помощи специального программного обеспечения, подкреплённого нешуточным железом, да и это в процессе синтеза результата всё ещё происходят ошибки. С автомобилями ничего не меняется: как первое колесо руками трогали, так и самое последнее и современное люди предпочитают потрогать, словно в руках у них такой прибор, точней которого не сыскать. Причём вердикт выносится “на глаз”, мол, походит ещё с десяток тысяч километров. Как они это делают, где эти специалисты учились особой телепатии?

У каждого вменяемого автомобильного производителя есть чёткие и недвусмысленные данные по величине износа каждого из элементов, после которого наступает точка невозврата, за которой снимаются все гарантии на правильную работу тормозной системы и нерушимость вашего здоровья. Средний стандарт по отрасли для тормозных дисков составляет от 2.2 до 3 миллиметров износа на общую толщину, причём концерн VAG один из самых лояльных, а американцы – самые жёсткие. Возьмём Volkswagen Passat 2010 года выпуска, весьма распространённый автомобиль. Максимальный износ диска составляет 3 миллиметра от первоначальной толщины, толщина тормозных колодок 14 мм, срабатывание датчика износа на 4 мм, а минимально допустимая толщина 2 мм, причём всё это только о слое феродо, толщина опорной пластины при этом не учитывается. Для колодки измерение производится в самой тонкой части, а для диска – не ближе 25 миллиметров от его внешнего края при помощи толщиномера или специального штангенциркуля. Только имея на руках цифры с конкретного автомобиля можно вести речь о том, как долго проходят тормоза и насколько эффективно они работают.

Как известно, поверхность колодки не полностью перекрывает поверхность тормозного диска, вследствие чего на последнем по краям появляется кайма износа, в которую так любят тыкать пальцем. Ну кайма и кайма, ну скрип, ну колодка трётся ещё и боковой поверхностью, что тут страшного? На первый взгляд – ничего.

Кайма на дисках – причина плохих тормозов
Кайма на дисках – причина плохих тормозов

Беда ситуации в том, что контакт между диском и колодкой всегда происходит по крайним точкам, соответственно в районе выработки износ на колодке будет глубже на величину каймы. Получаем следующую ситуацию: определили износ диска визуально, пропустили момент замены колодок, в итоге кайма на диске начинает напрямую тереться об опорную пластину. В такой ситуации говорить об эффективном усилии не приходится. Иногда доходит до крайностей, когда колодка становится настолько тонкой, что её просто отстреливает. Последнее зависит от типа тормозной колодки и “защиты от дурака”. В нашем случае бояться совершенно нечего.

Такие колодки не вылетят из суппорта
Такие колодки не вылетят из суппорта

Вот яркий пример, когда до беды остался всего миллиметр, опорная пластинка передней тормозной колодки вот-вот начнёт полировать кромку.

Старые тормоза работают как надо. Почти...
Старые тормоза работают как надо. Почти…

“Да ладно, ставим новую колодку и тормоза снова как с завода”, часто приходится слышать. Ага, как же, при этом сам собой рассосётся перекос и кайма сгладится. Вот наиболее типичная картина после такого “решения”.

Новые колодки почти не касаются диска
Новые колодки почти не касаются диска

Если попросить автолюбителей перечислить список расходных материалов, туда наверняка войдут масло, фильтры, колодки, свечи, щётки стеклоочистителя и шины. Дальше всё зависит от опыта обладания автомобилем. Кто-то вспомнит про приводные ремни, кто-то расскажет про тормозную жидкость или про лампочки. Но практически никто почему-то не причислит тормозные диски к расходным материалам, несправедливо относя их к запчастям, требующимся при проведении серьёзного ремонта.

Господа, тормозные диски — это расходный материал, точно такой же важный, как и тормозные колодки. Будьте готовы менять их раз в 3-4 замены колодок, если ездите спокойно, не заезжаете в лужи после хорошего торможения (раскалённые тормозные диски терпеть не могут попадать в воду), и у вас установлены качественные тормозные диски. Наш опыт показывает, что диски начинают требовать замены раз в 2-3 замены колодок. Ну и конечно, не забывайте, что тормозные диски являются парными деталями и меняются только в паре. Если взять нашу статистику, замена тормозных дисков была показана на 89% автомобилей, попавших к нам на первичную диагностику. И мы каждый раз умиляемся искреннему удивлению владельцев автомобилей, когда сообщаем им о недопустимом износе тормозных дисков. “Как, их разве нужно менять? А мне дилер ничего об этом не говорил. Колодки я регулярно меняю, когда датчик загорается. А диски же внешне целые, блестящие, подумаешь, буртик… Да и бороздки на них совсем неглубокие, чего их менять-то?”. И буртик, и бороздки, и трещины, и недопустимая толщина дисков — это ненормально! Тем более, что цены на тормозные диски в настоящее время далеко не заоблачные.

При каждом попадании автомобиля в сервис не стесняйтесь просить проверить состояние ваших дисков и колодок. У нас это делается бесплатно и по умолчанию на каждом заехавшем автомобиле, но даже если вы обслуживаетесь в другом месте, не пожалейте несколько сотен рублей на проверку вашей же безопасности.

Своевременная замена тормозных дисков вкупе с качественным обслуживанием тормозных суппортов позволяет сэкономить на частоте замены тормозных колодок. То на то и выйдет. У каждого автомобиля есть стоимость владения. Напоминаем, что наши с вами автомобили — не бездушные железяки, они всё видят, слышат и понимают. И даже статьи нам иногда надиктовывают. Стоимость владения они знают не хуже, чем офисные работники — размер своей зарплаты. Подобно офисному планктону, которому ни с того ни с сего урезают зарплату, автомобиль тоже расстраивается, когда нарушается размер стоимости владения. И он рад бы помочь вам сэкономить, но, как мы не можем силой мысли остановить сердце или понизить температуру тела, так и автомобиль не может уменьшить степень износа своих деталей, даже если он очень вас любит. Не пытайтесь выйти за нижнюю границу стоимости владения. Лучше уж наймите сотрудников подешевле пересядьте в авто, которое в настоящий момент вам по карману. В будущем, когда появится возможность, опять сядете за руль более дорогого в эксплуатации автомобиля. А мы с удовольствием поможем вам его выбрать и на берегу проконсультируем относительно стоимости владения.

Поделиться в Facebook
Поделиться в VK Поделиться в Twitter Поделиться в Google

Продолжайте читать

Читать все статьи