Постоянно повышается уровень масла по щупу? Причин тому не так и много, основные — форсунки и тандемный насос. В нашем случае форсунки Volkswagen Sharan лили и в кассу, и мимо неё, прямо в масло, причём дело было не столько и не только в уплотнителях, но в чьих-то руках, далёких от прямой линии.
Дано:
- Автомобиль: Volkswagen Sharan
- Год выпуска: 2002
- Модельный год: 2003
- Двигатель: AUY (1.9 л., 1896 куб. см., 115 л.с.)
- Особенности ДВС: Дизель, впрыск TDI, насос-форсунки
- Коробка передач: FPE (механика, 6 ступеней, 02N)
- Преселективная КПП DSG: Нет
- Пробег: 320 000 километров
Требуется:
- устранить смешивание солярки и моторного масла
- обезвредить вредителя
Автомобиль залетел к нам с анамнезом “Солярка уходит в масло”. Но на слово мы не верим. Диагностика, диагностика и ещё раз диагностика! Благо, для перво-приехавших автомобилей она бесплатна и владелец не только ничего не теряет, но и приобретает огромное количество ценнейшей информации про свой автомобиль. Мы не ограничиваемся беглым осмотром. Диагностика Volkswagen Sharan включает компьютерную диагностику всей электроники, проверку всех технических жидкостей, диагностику ходовой части на подъёмнике, проверку тормозов и рулевого управления, поиск стуков и шумов, и так далее. Мы специально не говорим механику, с каким вопросом заехал тот или иной автомобиль, чтобы не сбивать ему прицел. Через полтора часа на руках у нас оказалась подробная дефектовка, в которой, помимо прочего, русским по белому красными чернилами было написано “Соляра *censored* в масло!”.
Автомобиль не местный, из соседнего государства, беда застала его в РФ, поэтому от нас требовалось только устранить уход солярки в моторное масло, чтобы автомобиль безбоязненно пересёк государственную границу. Остальные пункты нашего списка владелец забрал с собой и пообещал дома всё устранить.
Мы понимали, что сейчас не столько ремонтируем автомобиль, сколько отстаиваем честь страны перед иностранным гражданином. Права на ошибку у нас не было. Время ограничено. Червячок сомнений постоянно подзадоривал “А может, не форсунки Volkswagen Sharan виноваты, может, ещё там в чём-то дело”. Собираем волю в кулак, задерживаем дыхание и приступаем.
Чтобы чётко уразуметь, кого наказывать, нужно было снять тандемный насос и форсунки Volkswagen Sharan. Насос расположен по левому борту, держится на нескольких болтах и снимается в считанные минуты, лишь бы машина была холодной.
С виду узел как узел, разве что прокладки старые и залегли в корпус, но это если не присматриваться.
Но чу, я слышу запах смол, здесь наш любимый поксипол! История умалчивает о бешенном тюнинге и фанате олигомеров в век существования аргонной сварки. Откладываем насос в сторону, нам пока что не до него.
Снимаем клапанную крышку и зрим форсунки с распредвалом. Крутим последний таким образом, чтобы оба кулачка на первом цилиндре смотрели вверх, после чего снимаем форсунки и повторяем процедуру для оставшихся трёх горшков.
Чтобы снять форсунку, требуется ослабить контргайки регулировочных винтов форсунок Volkswagen Sharan и выкрутить сами винты. Отворачиваем винты осей коромысел, следуя от краёв к центру и снимаем ось. Извлекаем фиксаторы форсунок, поддеваем форсунку за разъём, придерживая с другой стороны и приподнимаем её до уровня, когда можно будет подлезть со специальным съёмником. Съёмник соединяем с обратным молотком и вуаля. Главное не допускать перекосов и не усердствовать.
Форсунки обязательно помечаем, перепутать их никак нельзя, а сам двигатель накрываем безворсовой тканью до этапа сборки.
Почти все отдельно лежащие позиции подлежат замене: болты, прокладки и уплотнители. Собирать двигатель на старых элементах сродни добровольному геморрою – занятие для мазохистов. Доли миллиметра решают очень многое.
Для переуплотнения всех форсунок Volkswagen Sharan нам понадобится ремонтный комплект из семи позиций и набор специнструмента для его установки. Старые прокладки нужно снимать максимально аккуратно и следить за тем, чтобы на посадочных местах не было заусенцев. Процедура достаточно проста и производится на чистую поверхность: уплотнительное кольцо надевается на монтажную втулку, втулка до упора надвигается на форсунку, после чего кольцо сдвигается в предназначенную для него канавку на форсунке.
В большинстве случаев сами кольца не маркированы, но есть простое правило – толщина колец увеличивается от распылителя к разъёму форсунки. Запрещено проворачивать кольца как на монтажных втулках, так и на форсунках во избежание перекручивания, иначе при установке кольца закусит и придётся делать всё по новой.
Когда форсунки Volkswagen Sharan перепакованы, можно собирать двигатель обратно, предварительно смазав уплотнительные кольца на форсунках моторным маслом.
Аккуратно вставляем форсунки в гнёзда до упора. Фиксатор должен войти в боковой паз, образуя угол в 90 градусов с форсункой. И это чертовски важно, иначе пострадает и форсунка, и головка блока цилиндров. И вот тут мы приходим к чьим-то неровным рукам, упомянутым в начале. Владелец уверял, что в двигателе никого не было с момента покупки у дилера, но форсунки Volkswagen Sharan явно не были отцентрированы. Тест на внимательность – чем отличаются форсунки?
Если не брать во внимание отсутствие уплотнительных колец, видны следы износа на самом корпусе форсунки, причём больше всего пострадал третий цилиндр. Крупным планом всё выглядит очень прискорбно. Вот вам и источник течи. Ремонт Volkswagen Sharan должны делать внимательные и заботливые люди, чтобы такие казусы никогда не случались.
Как известно, дизельное топливо, попадая в масло, разжижает его, смывая масляную плёнку. Работать на сухую не умеет ни один двигатель, хоть бензиновый, хоть дизельный. Владелец в силу своего бережного отношения к автомобилю ещё вовремя заметил беду, но даже ему досталось.
Вооружаемся новыми регулировочными болтами и устанавливаем все форсунки при помощи штангенциркуля, ориентируясь на таблицу в ELSA. Замеры производятся от внешнего края головки блока цилиндров со стороны тандемного насоса до дальней поверхности цилиндрической части форсунки Volkswagen Sharan. Погрешность измерений составляет 0,8 миллиметра.
Устанавливаем ось с коромыслами и затягиваем новые болты изнутри наружу с моментом 20 Н×м, после чего доворачиваем на 90 градусов. Приступаем к регулировке зазоров в приводе – за один раз регулируется одна форсунка. Поворачиваем коленвал по часовой стрелке, выставляя таким образом, чтобы ролик коромысла оказался на вершине приводного кулачка. Если объяснять по-простому, то коромысло в точке соприкосновения с форсункой должно быть установлено в нижнее положение. Вкручиваем регулировочный винт в коромысло до упора, выбирая зазор толкателя, после чего откручиваем винт на 180 градусов и фиксируем его контргайкой.
Устанавливаем отмытую клапанную крышку на заранее очищенную поверхность двигателя. Нам потребуется новая прокладка и свежий герметик, который наносится на стыки крышки опоры и ГБЦ в передней и задней частях, буквально по капле диаметром около 5 миллиметров.
У нас есть всего пять минут, чтобы установить клапанную крышку и протянуть её крест-накрест согласно схеме в ELSA.
Осталось дело за малым, поменять прокладки тандемного насоса и прикрутить сам насос. Прокладки нужно аккуратно заправить в пазы и следить, чтобы их не закусило при установке. Обслуживание Volkswagen Sharan закончено.
Запчасти Volkswagen Sharan, использованные в ходе данного ремонта:
- Прокладка насоса тандемного 038109293
- Прокладка насоса тандемного 038109293A
- Прокладка крышки клапанов 038103483D
- Ремкомплект форсунки топливной 1417010997
- Винт регулировочный WHT000530
- Болт оси коромысла 038103714A
Помимо основного ремонта, разумеется, потребовалось поменять масло в двигателе. Для этого с нашего склада мы взяли масло, фильтр и пробку поддона.
Можно долго спорить кто же был виноват, форсунки Volkswagen Sharan или тюнингованный поксиполонасос, но после переуплотнения всех позиций, центрирования и регулировки форсунок уровень масла перестал подниматься и машина смело уехала в дальний путь. Вся процедура заняла 5 часов 17 минут. Стоимость услуги “под ключ” с учётом работ, запчастей и расходных материалов составила 22 460 рублей. Иностранный гражданин позвонил с заграничного номера спустя три недели и ещё раз поблагодарил.