Тормоза – основа безопасности. Аксиома? Практика показывает, что нет. Взрослый разумный человек понимает зачем они нужны, как часто их менять и чем чревата неразумная экономия, но повсеместный крысис кризис словно отключил критическое мышление у многих и всё больше автомобилей стало приезжать с лозунгом “Да и ладно, так поезжу”, причём стиль вождения далёк от спокойного. Москва и область располагают к быстрому движению с элементами шашек, мало кто может удержаться. Особенно, если под тобой 200 и более лошадок. Всё это выливается в досадные ДТП, когда можно было легко избежать столкновения, но не хватило считанных метров, а кому и десятков сантиметров. И хорошо если страдает при этом только железо. Как минимум, под раздачу попадает ещё самолюбие (“Но как, я же десять лет за рулём, отлично езжу!”), вера в немецкую инженерную мысль (“Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!”), и, что самое страшное, здоровье – не только своё, но и пассажиров, и других участников движения.
Очень-очень многие начинают иронично улыбаться и кривить лицо, мол, мы знатоки, у нас не первая машина, переменяли уже сотни колодок, всё знаем и умеем, но почти всегда никто не может толком объяснить от начала до конца принцип работы тормозного механизма с указанием конкретных величин и фактов. Почему? Ну, оно как-то само собой подразумевается, витает в воздухе, весьма очевидно, но выразить словами – увы. Давайте начнём с простого. Что вас смущает на этой фотографии передних тормозных колодок?
Первым делом в глаза бросается отличие по толщине между внутренней и внешней колодками, вторым – неравномерный износ колодок на перекос, третьим – трещина на стыке опорной пластины и слоя феродо, четвёртым – глубокая кайма на внешних контурах колодки.
Давайте слегка раскроем каждый пункт.
- Разные по толщине колодки говорят нам о плохой работе связки “тормозной цилиндр суппорта + направляющие”. Какой из элементов подклинивает становится ясно по результатам осмотра.
- Перекос вызван либо заклиниванием одной из направляющих, либо установкой новых тормозных колодок на диск, давно подлежащий замене, о чём несколько позже.
- Чем тоньше слой феродо, тем проще перегреть тормоза и остаться без них. При агрессивной езде или экстренном торможении тормозна накладка не справляется с отводом тепла и феродо начинает трескаться вплоть до полного отслоения от опорной пластины с последующим вылетом.
- Кайма вносит дисбаланс в работу тормозной системы по многим фронтам: новые колодки не прилегают, ибо вместо плоскости у нас кривая, что приводит и к скрипу, и к биению, и к потере тормозов в крайнем случае.
Какой из этих пунктов показался вам наиболее важным? Первые два пункта связаны только со своевременностью и качеством обслуживания автомобиля, а последние – с экономией. Готовы спорить, что мало кто уделил должное внимание четвёртому, хотя он как раз самый существенный. Давайте глубже закопаемся и вспомним как обычно люди проверяют выработку. Последнее поколение не зря называют поколением большого пальца в силу развития смартфонов и мобильного интернета, но это вполне справедливо и для машин. Десятки лет много владельцы “проверяют” его выработку и толщину пальцем.
Вы только вдумайтесь в это! На дворе двадцать первый век, а в голове – каменный. Раньше метеоролог мог высунуть руку в окно и если та оставалась мокрой, значит шёл дождь. Всё — прогноз готов. Сейчас в его распоряжении спутники, оперативные наблюдения специалистов по всему миру, анализ всех полученных данных при помощи специального программного обеспечения, подкреплённого нешуточным железом, да и это в процессе синтеза результата всё ещё происходят ошибки. С автомобилями ничего не меняется: как первое колесо руками трогали, так и самое последнее и современное люди предпочитают потрогать, словно в руках у них такой прибор, точней которого не сыскать. Причём вердикт выносится “на глаз”, мол, походит ещё с десяток тысяч километров. Как они это делают, где эти специалисты учились особой телепатии?
У каждого вменяемого автомобильного производителя есть чёткие и недвусмысленные данные по величине износа каждого из элементов, после которого наступает точка невозврата, за которой снимаются все гарантии на правильную работу тормозной системы и нерушимость вашего здоровья. Средний стандарт по отрасли для тормозных дисков составляет от 2.2 до 3 миллиметров износа на общую толщину, причём концерн VAG один из самых лояльных, а американцы – самые жёсткие. Возьмём Volkswagen Passat 2010 года выпуска, весьма распространённый автомобиль. Максимальный износ диска составляет 3 миллиметра от первоначальной толщины, толщина тормозных колодок 14 мм, срабатывание датчика износа на 4 мм, а минимально допустимая толщина 2 мм, причём всё это только о слое феродо, толщина опорной пластины при этом не учитывается. Для колодки измерение производится в самой тонкой части, а для диска – не ближе 25 миллиметров от его внешнего края при помощи толщиномера или специального штангенциркуля. Только имея на руках цифры с конкретного автомобиля можно вести речь о том, как долго проходят тормоза и насколько эффективно они работают.
Как известно, поверхность колодки не полностью перекрывает поверхность тормозного диска, вследствие чего на последнем по краям появляется кайма износа, в которую так любят тыкать пальцем. Ну кайма и кайма, ну скрип, ну колодка трётся ещё и боковой поверхностью, что тут страшного? На первый взгляд – ничего.
Беда ситуации в том, что контакт между диском и колодкой всегда происходит по крайним точкам, соответственно в районе выработки износ на колодке будет глубже на величину каймы. Получаем следующую ситуацию: определили износ диска визуально, пропустили момент замены колодок, в итоге кайма на диске начинает напрямую тереться об опорную пластину. В такой ситуации говорить об эффективном усилии не приходится. Иногда доходит до крайностей, когда колодка становится настолько тонкой, что её просто отстреливает. Последнее зависит от типа тормозной колодки и “защиты от дурака”. В нашем случае бояться совершенно нечего.
Вот яркий пример, когда до беды остался всего миллиметр, опорная пластинка передней тормозной колодки вот-вот начнёт полировать кромку.
“Да ладно, ставим новую колодку и тормоза снова как с завода”, часто приходится слышать. Ага, как же, при этом сам собой рассосётся перекос и кайма сгладится. Вот наиболее типичная картина после такого “решения”.
Если попросить автолюбителей перечислить список расходных материалов, туда наверняка войдут масло, фильтры, колодки, свечи, щётки стеклоочистителя и шины. Дальше всё зависит от опыта обладания автомобилем. Кто-то вспомнит про приводные ремни, кто-то расскажет про тормозную жидкость или про лампочки. Но практически никто почему-то не причислит тормозные диски к расходным материалам, несправедливо относя их к запчастям, требующимся при проведении серьёзного ремонта.
Господа, тормозные диски — это расходный материал, точно такой же важный, как и тормозные колодки. Будьте готовы менять их раз в 3-4 замены колодок, если ездите спокойно, не заезжаете в лужи после хорошего торможения (раскалённые тормозные диски терпеть не могут попадать в воду), и у вас установлены качественные тормозные диски. Наш опыт показывает, что диски начинают требовать замены раз в 2-3 замены колодок. Ну и конечно, не забывайте, что тормозные диски являются парными деталями и меняются только в паре. Если взять нашу статистику, замена тормозных дисков была показана на 89% автомобилей, попавших к нам на первичную диагностику. И мы каждый раз умиляемся искреннему удивлению владельцев автомобилей, когда сообщаем им о недопустимом износе тормозных дисков. “Как, их разве нужно менять? А мне дилер ничего об этом не говорил. Колодки я регулярно меняю, когда датчик загорается. А диски же внешне целые, блестящие, подумаешь, буртик… Да и бороздки на них совсем неглубокие, чего их менять-то?”. И буртик, и бороздки, и трещины, и недопустимая толщина дисков — это ненормально! Тем более, что цены на тормозные диски в настоящее время далеко не заоблачные.
При каждом попадании автомобиля в сервис не стесняйтесь просить проверить состояние ваших дисков и колодок. У нас это делается бесплатно и по умолчанию на каждом заехавшем автомобиле, но даже если вы обслуживаетесь в другом месте, не пожалейте несколько сотен рублей на проверку вашей же безопасности.
Своевременная замена тормозных дисков вкупе с качественным обслуживанием тормозных суппортов позволяет сэкономить на частоте замены тормозных колодок. То на то и выйдет. У каждого автомобиля есть стоимость владения. Напоминаем, что наши с вами автомобили — не бездушные железяки, они всё видят, слышат и понимают. И даже статьи нам иногда надиктовывают. Стоимость владения они знают не хуже, чем офисные работники — размер своей зарплаты. Подобно офисному планктону, которому ни с того ни с сего урезают зарплату, автомобиль тоже расстраивается, когда нарушается размер стоимости владения. И он рад бы помочь вам сэкономить, но, как мы не можем силой мысли остановить сердце или понизить температуру тела, так и автомобиль не может уменьшить степень износа своих деталей, даже если он очень вас любит. Не пытайтесь выйти за нижнюю границу стоимости владения. Лучше уж наймите сотрудников подешевле пересядьте в авто, которое в настоящий момент вам по карману. В будущем, когда появится возможность, опять сядете за руль более дорогого в эксплуатации автомобиля. А мы с удовольствием поможем вам его выбрать и на берегу проконсультируем относительно стоимости владения.